Актуальность подготовки кадров по данной специальности обусловлена развитием государственной и муниципальной систем социальной защиты населения, потребностью укомплектования входящих в них организаций квалифицированными кадрами, необходимостью совершенствования и качественного обновления форм социальной помощи населению.
В центре внимания социальной работы должен быть, прежде всего, отдельный человек с его непростыми проблемами жизнедеятельности и ее обеспечения, далее семья как первичная ячейка социальной жизни, трудовой коллектив как устойчивое профессиональное объединение работников, а также различные социальные группы населения, имеющие специфические условия жизни. Лица, прошедшие подготовку по данной специальности, получают квалификацию специалиста социальной работы, объектами профессиональной деятельности которого являются отдельные лица, семьи, социальные общности и группы населения, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.
Сферы профессиональной деятельности специалиста социальной работы: государственные и негосударственные социальные службы, органы управления и другие организации системы социальной защиты населения, общественные объединения, структуры по социальной работе в учреждениях образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т. п. Он призван обеспечивать оказание квалифицированной социальной помощи инвалидам, престарелым, многодетным семьям, людям с психическими расстройствами, безработным и другим социально незащищенным группам населения, руководствуясь при этом действующим законодательством РФ и профессионально-этическим кодексом.
Поступающие на направление «Социальная работа» сдают экзамены по обществознанию (ЕГЭ), истории (ЕГЭ) и русскому языку (ЕГЭ). Продолжительность обучения при очной форме составляет 4 года.
Учебный план направления «Социальная работа» включает четыре блока дисциплин:
- общие гуманитарные и социально-экономические («Иностранный язык», «Физическая культура». «Отечественная история». «Философия», «Экономика», «Политология», «Русский язык и культура речи», «Культурология», «Правоведение», «Логика», «Социальный маркетинг», «Введение в специальность»);
- общие естественно-научные и математические дисциплины («Математика», «Информатика», «Концепции современного естествознания», «Информационные технологии в социальной работе», «Технология обработки социальной информации», «Программные средства в социальной работе»);
- общепрофессиональные дисциплины («Антропология», «Основы социальной медицины», «Психология», «Педагогика», «Социология», «Социальная экология», «Социальная политика», «История социальной работы», «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Профессионально-этические основы социальной работы», «Организация, управление и администрирование в социальной работе», «Экономические основы социальной работы», «Правовое обеспечение социальной работы», «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе», «Конфликтология в социальной работе», «Методика исследования в социальной работе», «Социальная статистика», «Социальные инновации», «Социальное государство». «Валеология», «Социальная адаптация и реабилитация», «Личная финансовая грамотность»);
- специальные дисциплины («Семьеведенье», «Гендерология и феминология», «Социальная геронтология», «Проблемы социальной работы с молодежью», «Занятость населения и ее регулирование», «Содержание и методика психосоциальной работы», «Социальная педагогика», «Содержание и методика социально-медицинской работы», «Оказание первой медицинской помощи», «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб», «Опыт социальной работы с различными группами населения», «Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности», «Социальное страхование», «Безопасность жизнедеятельности»).
Нетрудно заметить, что большое место в учебном плане отведено изучению социологических, психолого-педагогических и социально-управленческих дисциплин. Это обусловлено необходимостью подготовки к осуществлению специалистом социальной работы таких основных видов своей профессиональной деятельности, как организационно-управленческая, исследовательско-аналитическая, научно-педагогическая.
Тот, кто станет специалистом социальной работы, будет способен: вести профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемая помощь и т. п.) в различных социальных службах; оказывать социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и иным группам населения; организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами или с ограниченными возможностями; проводить исследовательскоаналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом регионе, городе, районе или микрорайоне, с целью разработки проектов и программ в области социальной работы; участвовать в организационно-управленческой и административной работе органов управления и иных организаций государственной и муниципальной систем социальной защиты населения; содействовать интеграции деятельности различных государственных и негосударственных организаций по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению; вести социально-педагогическую деятельность в социальных службах и образовательных учреждениях.
Выпускники РГРТУ по данной специальности сегодня работают в министерстве социальной защиты населения Рязанской области, территориальных отделах социальной защиты, государственных и муниципальных учреждениях системы социального обслуживания населения. РГРТУ осуществляет свою деятельность в контакте с указанными организациями и с их помощью старается системно решать вопросы производственной практики студентов направления «Социальная работа» и их дальнейшего трудоустройства.