События

01.03.02 - Прикладная математика и информатика (уровень бакалавриата)

01.03.05 «Статистика» (программа «Экономика данных»)

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Основная профессиональная образовательная программа «Экономика данных» ориентирована на подготовку высокопрофессиональных специалистов, обладающих широким кругом компетенций в области математики, экономики и информационно-коммуникационных технологий, обладающими навыками сбора и обработки значительных объемов данных с применением современных IT-технологий и программных продуктов, способных выявлять проблемы исследуемых объектов, на микроуровне и макроуровне,  разрабатывать и экономически обосновывать предложения по по их совершенствованию и развитию.

Реализуемые профессиональные стандарты:

  • экономист предприятия;
  • статистик;
  • бизнес-аналитик.

Типы задач профессиональной деятельности:

  • организационно-управленческий;
  • научно-исследовательский.

 КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

  • обработка статистических данных о социальных, экономических, демографических, технических и иных процессах и явлениях на микро- и макроуровне;
  • выявление, сбор и анализ бизнес-информации, проведение экономического анализа деятельности организаций как объектов исследования; 
  • обоснование решений по совершенствованию деятельности объектов на микро- и макроуровне
  • владение навыками проведения научно-исследовательских работ.

ГДЕ И КЕМ МОЖНО РАБОТАТЬ

Потенциальные места трудоустройства: выпускники, освоившие программу бакалавриата, могут работать в центрах экономического анализа, правительственном секторе, общественных организациях, в научно-исследовательских лабораториях, организациях реального сектора экономики различной отраслевой направленности (экономических, бухгалтерских, плановых, финансовых, инвестиционных и коммерческих подразделениях, лабораториях технико-экономических расчетов, аналитических отделах), в консалтинговых фирмах и структурах поддержки предпринимательства, а также органах государственной и муниципальной власти.  

Возможные должности: 

  • аналитик;
  • статистик;
  • экономист;
  • ведущий экономист;
  • главный экономист;
  • экономист-аналитик;
  • экономист по планированию;
  • экономист финансового отдела;
  • экономист по бюджетированию;
  • экономист-менеджер;
  • экономист по труду;
  • экономист по сбыту;
  • кредитный консультант;
  • экономист по финансовой работе;
  • финансовый специалист;
  • бизнес-консультант;
  • инвестиционный аналитик;
  • специалист по экономике и финансам;
  • консультант/специалист в органах власти.

ПРЕИМУЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  • разностороннее развитие студентов - как с точки зрения профессиональных экономических навыков (hard skills), так и в плане развития коммуникативных и лидерских способностей (soft skills), а также навыков в области цифровых технологий и экономической аналитики (digital-skills);
  • гармоничное сочетание серьезной фундаментальной математической и экономической подготовки и отработка практических навыков применения современных аналитических инструментов для обработки больших объемов статистической и экономической информации;
  • востребованность на современном рынке труда, имеющих глубокую математическую подготовку, владеющими современными информационными технологиями, в том числе имеющие практические навыки работы в профессиональных информационных системах (например, прикладные решения на базе платформы 1C: Предприятие 8), методами экономического моделирования и анализа;
  • использование современных образовательных технологий – проведение практических занятий с элементами тренинга и модерации, симуляции и моделирование реальных экономических процессов, деловые игры и т.д.;
  • ориентация на технологии проектного обучения, в основе которого лежит формирование студенческих проектных команд, нацеленность на студенческую научно-исследовательскую работу, участие студентов в различных конкурсах и олимпиадах.

ЧТО Я БУДУ ИЗУЧАТЬ

  • блок математических дисциплин: математика, дискретная математика, математическая теория рисков, эконометрика, математическая экономика, многомерный статистический анализ, теория вероятностей и математическая статистика, методы социально-экономического прогнозирования, основы финансовых вычислений, теория принятия решений;
  • блок статистических дисциплин: Общая теория статистики, статистика, Национальное счетоводство, социально-экономическое планирование и прогнозирование, Статистика предприятий и организаций, Макроэкономическое планирование и прогнозирование, статистический анализ финансовых рынков (технический анализ), продуктовая аналитика;
  • блок IT дисциплин: информатика, базы данных, программирование и основы алгоритмизации, программирование в системе Matlab, прикладные системы обработки экономической информации, лабораторный практикум по аналитике и визуализации экономических данных, инструментальные системы работы с данными, машинное обучение, лабораторный практикум по компоновке данных, экономика данных, цифровая экономика;
  • блок экономических дисциплин: микроэкономика, макроэкономика, деньги, кредит, банки, экономика, учет и анализ деятельности предприятий (организаций), налоги и налогообложение, финансы, анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий, планирование и бюджетирование на предприятии, управленческий учет и контроллинг, разработка и обоснование инвестиционных решений;
  • блок управленческих дисциплин: основы менеджмента, управление проектами, маркетинг, реинжиниринг бизнес-процессов, организация производственных и логистических процессов.

 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Все виды производственной практики проводятся на ведущих предприятиях на основании имеющихся долгосрочных договоров (здесь). В качестве основных компаний-партнеров выступают органы власти (Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области, Министерство экономического развития Рязанской области, Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области), а также крупные предприятия и организации реального сектора (АО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания", ФПК "Инвест" (АО "Русская кожа", АО "Точинвест", ООО "Сафьян", АО "Теплоприбор", ООО "Барс-Ритейл", ООО "Сковорода"), АО завод "Красное знамя", АО "ГРПЗ", АО "Елатомский приборный завод", ПАО "Прио-Внешторгбанк", ПАО "Сбербанк", Отделение по Рязанской области ГУ Центрального банка РФ по ЦФО, ООО "Рельеф-Центр", ООО "ОКА-ПЛАСТ" и др.) Учитываются пожелания студентов. Возможно прохождение практики на предприятиях любых отраслей. Практика проводится в групповой или индивидуальной формах. Приветствуется участие студентов в стажировках на предприятиях.

010503 - Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

Подготовку бакалавров осуществляет кафедра «Электронные вычислительные машины», в составе которой 5 профессоров и 13 доцентов.
Основной целью образовательной программы является обеспечение потребности регионального рынка труда высококвалифицированными специалистами, ориентированными на научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую, организационно-управленческую, эксплуатационно-управленческую и преподавательскую деятельность в научно-исследовательских центрах, проектных и научно-производственных организациях, органах управления, образовательных учреждениях, банках, страховых компаниях, промышленных предприятиях и других организациях различных форм собственности, связанных с проектированием, разработкой и сопровождением различных программных продуктов.

Профессиональными задачами специалистов, подготовленных в соответствии с данной образовательной программой, являются создание и применение математического и программного обеспечения информационных систем, администрирование информационных систем и сетей, разработка программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем.

02.03.02 - Фундаментальная информатика и информационные технологии

Профиль подготовки: «Искусственный интеллект и информационные технологии» 

Обучение студентов по данному направлению проводится в рамках факультета вычислительной техники.

Областью профессиональной деятельности бакалавров являются:

ur bsapr01

  • Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сферах: разработки и тестирования программного обеспечения; создания, поддержки и администрирования информационно-коммуникационных систем и баз данных, управления информационными ресурсами в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

Основными объектами профессиональной деятельности выпускника являются: математическое, алгоритмическое и программное обеспечение вычислительных систем, комплексов, компьютерных сетей, систем искусственного интеллекта и машинного обучения.

Видами профессиональной деятельности бакалавров являются: научно-исследовательский, производственно-технологический и организационно-управленческий.

Портрет выпускника

Выпускник программы «Искусственный интеллект и информационные технологии» с точки зрения индустриальных партнеров является разработчиком интеллектуальных программных систем в области облачных технологий, способным к креативному инжинирингу, созданию и внедрению прикладных систем на основе современных технологий ИИ.

В качестве потенциальных работодателей выпускников программы «Интеллектуальные системы и технологии» выступают индустриальные партнеры программы IT Холдинг Т1 и компания ООО «Квантрон Групп», а также крупные IT-компании Российской Федерации: Сбер, Т-Банк, Яндекс, ВК и другие.

В рамках программы студенты готовятся к выполнению профессиональных ролей в сфере ИИ из компетентостно-ролевой модели:

1. AI Architect (Архитектор ИИ) – специалист по проектированию технической архитектуры систем ИИ, выбору технологического стека и интеграции ИИ-компонентов.

Задачи, решаемые архитектором ИИ:

  • проектирование архитектуры ИИ-систем;
  • выбор технологий и инструментов для ИИ-проектов;
  • интеграция ИИ-компонентов в корпоративные системы;
  • обеспечение масштабируемости и производительности;
  • техническое руководство ИИ-проектами.

Трудовые функции в ИИ-проекте: проектирование архитектуры систем ИИ, определение подходов и технологий для реализации проекта.

2: ML Engineer (Инженер машинного обучения) – инженер, специализирующийся на практической реализации и промышленном внедрении моделей машинного обучения.

Задачи, решаемые инженером машинного обучения:

  • реализация ML-моделей в продуктивных системах;
  • оптимизация производительности и масштабирование моделей;
  • разработка ML-пайплайнов и автоматизация процессов.

Трудовые функции в ИИ-проекте: практическая реализация и промышленное внедрение моделей машинного обучения в системах ИИ.

3: MLOps (Специалист по эксплуатации ИИ) – DevOps-инженер, специализирующийся на автоматизации и операционном управлении жизненным циклом
 ML-моделей.

Задачи, решаемые специалистом по эксплуатации ИИ:

  • автоматизация процессов обучения и развертывания моделей;
  • мониторинг производительности ML-систем;
  • обеспечение CI/CD для ML-проектов;
  • оптимизация вычислительных ресурсов.

Трудовые функции в ИИ-проекте: автоматизация и операционное управление жизненным циклом MО-моделей.

В процессе освоения образовательной программы студенты получают углубленные знания и навыки в области фундаментальной информатики и программирования, проектирования и компьютерного моделирования, сетевых и облачных технологий, интеллектуального анализа данных, искусственного интеллекта, машинного и глубокого обучения. Студенты применяют полученные знания на практике, решая реальные задачи от стратегических партнеров — Холдинга Т1 и компании ООО «Квантрон Групп». Работа ведется в ключевых областях IT, включая искусственный интеллект и машинное обучение, с использованием мощных вычислительных ресурсов, предоставленных ИТ-партнерами.

Студенты углубленно изучают математику и ее приложения, получают углубленные знания и навыки в области фундаментальной информатики и программирования (C++, C#, Qt, Java, Python и др.), web-программирования и Интернет-технологий (HTML 5, CSS 3, JavaScript, React, Vue.js, PHP, PostgreSQL), современных операционных систем (Linux, Windows), сетевых технологий (D-Link, Cisco, HP), распределенных и облачных вычислений, искусственного интеллекта, машинного обучения и анализа данных. В процессе обучения особое внимание уделяется изучению методов «новой математики», формированию навыков алгоритмического мышления, умению быстро анализировать разнородные неструктурированные массивы данных, навыкам междисциплинарной работы, исследовательскому подходу к инженерной и проектной деятельностям.

По окончании университета выпускники способны разрабатывать оригинальные алгоритмы и интеллектуальные программные системы с использованием современных вычислительных технологий, администрировать процессы конфигурирования и контроля производительности сетевых устройств и программного обеспечения, управлять работами по созданию (модификации) и сопровождению информационных ресурсов, осуществлять эффективное управление разработкой программных проектов.

Обучение проводится в лабораториях кафедры, оснащенных современной вычислительной техникой и всем необходимым оборудованием для проведения занятий.

Студенты могут обучаться в военном центре при РГРТУ по программе подготовки офицеров запаса.

После окончания бакалавриата студенты могут продолжить обучение в магистратуре.

Выпускники этого направления подготовки могут работать программистами и разработчиками web и мультимедийных приложений, сетевыми и системными администраторами, системными аналитиками, специалистами по разработке систем искусственного интеллекта, машинного обучения и анализа данных в ведущих IT-компаниях и на предприятиях оборонно-промышленного комплекса: ПАО Сбербанк, Блок «Технологии» Сбер, ООО «Д-Линк Трейд», ООО «Т Банк Центр Разработки», ООО «Эпам Системз», ООО «ТС-ИННОТЕХ», Центральный банк РФ, ООО «Аналитические технологии», ПАО «Программный Регион», АО «Государственный Рязанский приборный завод», филиал АО «Ракетно - космический центр «Прогресс» - «Особое конструкторское бюро «Спектр» и т.д.

Индустриальные партнеры и их роль

Якорным индустриальным партнером программы является ООО ГК «Иннотех», индустриальным партнером – ООО «Квантрон Групп».
Основные задачи Индустриального партнера:

  1. Принять участие в разработке, экспертизе и ежегодной актуализации образовательной программы «Искусственный интеллект и информационные технологии» (для якорного партнера).
  2. Предоставить РГРТУ ресурсы для реализации образовательной программы.
  3. Участвовать при отборе студентов на образовательную программу.
  4. Содействовать повышению квалификации профессорско-преподавательского состава образовательной программы в области современных информационных технологий.
  5. Принять участие в финансировании и проведении ежегодных интеллектуальных состязаний и конкурсов для студентов образовательной программы, направленных на выявление талантов и раскрытия их потенциала, стимулирование креативности и развитие дизайн-мышления.
  6. Обеспечить прохождение практической подготовки студентов, включающую прохождение практик, стажировок и выполнение кейсов и практических заданий от индустриальных партнеров, которая начинается во 2 семестре 1 года обучения.
  7. Обеспечить возможность прохождения не менее одной стажировки студентов на базе индустриального партнера продолжительностью не менее 3-х недель.
  8. Участвовать в государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательной программе и обеспечить участие своих штатных сотрудников в образовательном процессе (проведение лекций, лабораторных работ, практических занятий, наставничество и кураторство, оценивание выполненных студенческих проектов и участие в экзаменах).
  9. Оказать материальную поддержку студентам образовательной программы, которая может включать в себя учреждение стипендий для студентов, демонстрирующих высокие академические результаты, значительные достижения в научно-исследовательской деятельности или успехи в проектной работе в области искусственного интеллекта; предоставление грантов или целевых выплат студентам для поддержки их участия в научных конференциях, хакатонах, конкурсах, стажировках и иных образовательных или исследовательских мероприятиях; материальная поддержка социально значимых категорий студентов.

Инфраструктурное обеспечение образовательной программы

Инфраструктурное обеспечение программы необходимо для организации комфортного и эффективного учебного процесса, в рамках которого студенты имеют возможность теоретически изучить и практически освоить последние достижения в области машинного обучения, анализа данных, обработки естественного языка, компьютерного зрения, разработки систем поддержки принятия решений.
Оно включает:

  • аудитории для проведения лекционных занятий с возможностью организации видеоконференцсвязи (за кафедрой САПР ВС закреплены 5 лекционных аудиторий, оборудованных проекторами; при необходимости для студентов доступны поточные вузовские аудитории);
  • компьютерные классы для проведения лабораторных работ и практических занятий, оборудованные современными ПК, часть из которых оснащена графическими процессорами (за кафедрой САПР ВС закреплены 6 компьютерных классов для проведения лабораторных работ и практических занятий, в которых установлено более 130 ПК с процессорами Intel Core i5 и выше, ОЗУ от 8 Гб и жесткими дисками объемом от 500 Gb с выходом в интернет, которые будут использоваться для изучения студентами дисциплин направления подготовки и основ ИИ; для углубленного изучения технологий ИИ для студентов направления доступна лаборатория нейросетевых технологий с 16 ПК с intel core i5-12400F, NVIDIA RTX 4060TI, ОЗУ 32Гб, HDD 1,5Тб);
  • серверы для обучения нейросетей и хранилища для студенческих данных и датасетов партнеров (лаборатория нейросетевых технологий имеет доступ к серверу xFusion G5500 v7 20SFF / 2x6530 / 16x32GB DDR5 / XC470C-M-8i 4G / 2xSSD 960GB SATA RI; 2xSSD 480GB SATA RI / 2x XC333 2x10GbE SFP+transc / 4x2,4kW / 4xNVIDIA Quadro А6000 48GB / Rail Kit, на кафедре имеется файл-сервер объемом 2 Тб);
  • пространства для общения студентов, их самостоятельной работы, изучения современной литературы, проведения конкурсов, олимпиад, хакатонов, акселераторов и пр. (в РГРТУ имеется открытое пространство для общения студентов, библиотека, бизнес-инкубатор и пр.);
  • лицензионное или свободно распространяемое программное обеспечение для освоения дисциплин направления и дисциплин специализации (в процессе обучения студентов используется свободно распространяемое или имеющееся лицензионное ПО Microsoft Windows, Ubuntu, LibreOffice, PyCharm, Microsoft Visual Studio, NetBeans, Dev-C++, Qt Creator, Eclipse, JDK, Java Runtime Environment, Tomcat, Microsoft SQL Server, Quartus II 8.1 Web Edition, OpenCL Studio, Syntext Serna Free, Quanta Plus, платформы Hadoop, Spark, Kafka, Flink, Hugging Face, Airflow, библиотеки и фреймворки OpenCV, FuzzyWuzzy, Anaconda, PyTorch, Pandas, NumPy, Keras, Seaborn, Onnx Runtime, TensorFlow, FastAPI, Flask, Django REST Framework, Dusk, Ray, он-лайн сервис Google Colab и др., а также лицензионное ПО ИТ-холдинга Т1: платформа инструментов и сервисов для управления и автоматизации всего цикла создания ПО Сфера, Платформа для полного цикла работы с моделями машинного обучения Сайбокс, система видеоконференций Дион и др.);
  • оборудование для программирования ПЛИС, микроконтроллеров, нейропроцессоров, изучения технологий компьютерного зрения (имеются микроконтроллеры Microchip AVR ATmega328P, Espressif Systems ESP32 , отладочные комплекты на базе ПЛИС CPLD Altera MAXII EPM240T100C5, отладочный комплект Миландр K1986ВЕ92QI и K1986BE93 на базе российского аналога ARM CORTEX-M3, плата разработки AMD Zynq™ 7000 SoC ZC702 Evaluation Kit (с FPGA Zynq7020)+Ваучер с лицензией ПО, одноплатные компьютеры NanoPC-T6 LTS 16Гб/64Гб eMMC ARM Rockchip RK3588 + NPU 6TOPS, поддерживают INT4/INT8/INT16/FP16).

 

 

Канал РГРТУ в сети ВКонтакте Канал РГРТУ в сети Одноклассники Канал РГРТУ в Youtube Канал РГРТУ в Telegram Канал РГРТУ в RuTube Канал РГРТУ в Дзен Канал РГРТУ в RuTube