Вспоминают фронтовики. Битва под Сталинградом

86
gorobec
П. ГОРОБЕЦ, ветеран Великой Отечественной войны

Осень 1942 года. Наша часть — 10-й Отдельный гвардейский тяжелый танковый полк прорыва, укомплектованный личным составом и материальной частью, двумя эшелонами, выехал из Москвы на Сталинградское направление. Мы знали, что под Сталинградом обстановка была крайне напряженной. Враг, не считаясь с потерями, рванулся к Волге.

Для достижения этой цели фашистское командование сосредоточило на этом участке свыше миллиона войск, более 10 тысяч орудий, свыше 1 200 самолетов, 675 танков и много других видов вооружения.

Внимание всей страны было приковано к событиям под Сталинградом. По несколько раз в день мы внимательно слушали сводки Совинформбюро о положении на этом участке. И с каждым днем вести были тревожнее одна другой. Фашистские захватчики ворвались в Сталинград.

С прибытием на фронт танкисты готовили свои машины для предстоящего боя. Но проходили дни, а нас в бой не вводили. Днем и ночью отрабатывались элементы ведения боя в условиях открытой, пересеченной местности. По тому, как прибывали части и соединения под Сталинград, чувствовалось, что готовится большое наступление.

18 ноября 1942 года стало известно направление нашего наступления. В ночь с 18 на 19 ноября танки начали сосредоточение в районе предстоящего боя и к утру заняли исходные позиции. Сняты запасные бачки с топливом. Наличие большого количества войск свидетельствовало о большом наступлении. К 5 часам утра все было готово.

7 ч. 30 м. 19 ноября по сигналу «Сирена» 3500 орудий и минометов Донского фронта обрушили смертоносный груз на головы фашистов. Шквал огня длился до 8 ч. 48 минут. Воздух был насыщен гарью, пылью, дымом. Дышать становилось трудно. К стволам артиллерийских орудий нельзя было прикоснуться. Несмотря на туманное, прохладное утро, многие расчеты орудий сняли шинели. Более часа вокруг стоял сплошной непрерывный гром. Казалось, после такой артиллерийской подготовки от врага ничего не осталось. Но когда пехота, сопровождаемая танками, пошла в наступление, немцы начали усиленно сопротивляться. Оказалось, фашистские захватчики, уже не имея сил для наступления, заблаговременно готовили прочные оборонительные позиции, зарываясь глубоко в землю. Бой был ожесточенным. Только к 12.00 наши подразделения продвинулись на 2-3 км. Когда мы заняли первую линию немецкой обороны, казалось, возьмешь горсть земли в руки, а земли-то и нет, одни осколки от мин, снарядов и бомб. Несколько дней, днем и ночью, наши воины штурмовали сильно укрепленную немецкую оборону.

23 ноября совместными действиями Донского и Сталинградского фронтов кольцо вокруг фашистов сомкнулось. В нем оказались окруженными 330 тысяч немецких захватчиков. Внешний фронт все дальше уходил на запад. Верховное главнокомандование поставило перед войсками Донского и Сталинградского фронтов задачу: в кратчайшее время уничтожить окруженную группировку немецких войск. Следует заметить, что зима 1942-43 гг. в этом районе была холодной. Морозы иногда достигали 30 градусов. Обогреться было негде, так как немцы сожгли все деревни. Сталинград был основательно разрушен. Сидишь в танке, и нередко шинель примерзает к брони. Выручало нас теплое, добротное обмундирование, которое было изготовлено заботливыми руками советских тружениц в тылу. Фашистские захватчики находились в летнем обмундировании. Гитлер пытался доставить окруженным войскам кое-что из теплых вещей по воздуху. Но решить эту задачу не так-то легко, ибо самолеты могли летать только ночью, слишком много требовалось самолетов. Более того, значительная часть из того, что сбрасывалось окруженным войскам, попадало в наше расположение. Видя безвыходное положение, немецкие захватчики однажды попытались вырваться из окружения. Была попытка силой до батальона произвести разведку боем на нашем участке. Но как только враг подошел к нашим позициям, огнем пулеметов и автоматов был прижат к земле. Через несколько часов ни один из них не поднялся, так как часть была уничтожена огнем, а большинство замерзли на морозе.

Несколько раз в день фашисты волна за волной наступали против наших подразделений. Поле боя было усеяно тысячами трупов.

И когда в последующем мы наступали, это было приятное и вместе с тем страшное зрелище. Выбрать место, чтобы проехать на танке мимо трупов, было невозможно.

С каждым днем кольцо сужалось.

В феврале 1943 года, видя безвыходность своего положения и потеряв всякую возможность на помощь, обещанную Гитлером, немцы начали целыми подразделениями, а позже и соединениями сдаваться в плен. Последним был пленен штаб во главе се фельдмаршалом Паулюсом.

Всего было взято в плен 96 тысяч гитлеровских вояк. Вся эта толпа представляла очень неприятное зрелище, скорее была похожа на какие-то чучела, нежели на войско.

Окруженные 22 дивизии отборных вражеских войск были выведены из войны.

Битва под Сталинградом явилась началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Разваливалась вся военная машина гитлеровского рейха. Из рук противника окончательно была вырвана стратегическая инициатива. 

П. ГОРОБЕЦ,
участник обороны Сталинграда,
председатель совета ветеранов войны и труда академии (статья из газеты Радист за май 1995).

Обновлено 21 февраля 2025 г.Ответственный за размещение:
Музей истории РГРТУ
Канал РГРТУ в сети ВКонтакте Канал РГРТУ в сети Одноклассники Канал РГРТУ в Youtube Канал РГРТУ в Telegram Канал РГРТУ в RuTube Канал РГРТУ в Дзен Канал РГРТУ в RuTube